Опыт стран Центральной Азии в достижении Целей устойчивого развития: роль и значение референдума и национальных конституций

ПРЕСС-РЕЛИЗ

25 апреля 2023 года в гостинице «Франкфорт» состоялся международный Форум, посвященный теме «Опыт стран Центральной Азии в достижении Целей устойчивого развития: роль и значение референдума и национальных конституций».

Данное международное мероприятие организовано по контролю за выполнением Национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан до 2030 года, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Центром устойчивого развития, , Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана, Институтом государства и права Академии наук Республики Узбекистан в сотрудничестве с Представительством Фонда Фридриха Эберта (Германия) в Узбекистане и координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане. 

На международном форуме приняли участие члены Парламентской комиссии по контролю за выполнением Национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан до 2030 года, сенаторы Олий Мажлиса и депутаты Законодательной палаты, профильных министерств и ведомств, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, академического сообщества, представители дипломатического корпуса.

Целью данного Форума  в онлайн и оффлайн формате являлось:

• разработка конституционно-правовых основ прав, свобод и законных интересов человека, обсуждение опыта стран Центральной Азии в реализации принципов «человек – общество – государство»;

• сравнительный анализ отражения Целей устойчивого развития в конституциях стран Центральной Азии;

• обеспечение эффективного взаимодействия государственных и негосударственных некоммерческих организаций в достижении Национальных целей устойчивого развития;

• ознакомление широкой международной общественности с реализацией мер, связанных с проводимой в нашей стране конституционной реформой, подготовкой и проведением предстоящего референдума.

Работа форума состояла из двух частей, в первой части внимание было уделено вопросам сочетания действий и возможностей для реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития до 2023 года, опыту Узбекистана и стран Центральной Азии в достижении устойчивого развития, разработки конституционно-правовых рамках, а также усилия государственных органов и институтов гражданского общества, участие общественности в достижении ЦУР.

Следует отметить, что на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 2022 года была принята резолюция «Об усилении роли парламентов в ускорении достижения целей устойчивого развития», разработанная по инициативе Президента Шавката Мирзиёева.

29 декабря 2022 года Кенгаш Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаш Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняли совместное постановление о реализации настоящей резолюции. Совместным постановлением утверждена «Дорожная карта», содержащая более 50 конкретных мер по 13 направлениям.

Выступавшие на форуме эксперты отметили, что создан действенный механизм балансирования интересов в достижении целей устойчивого развития, налажен парламентский контроль в данной сфере, в частности сформирована Парламентская комиссия по мониторингу реализации Национальных целей и задач.

В частности, за прошедший период Парламентской комиссией было изучено состояние реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития по 10 национальным целям и их 51 задаче и 81 индикатору в регионах, а также на заседаниях парламентской комиссии в связи с изученным было заслушано отчеты  28 министерств и ведомств, в том числе руководителя Координационного совета, и на их основе были приняты соответствующие решения. 

В ходе выступлений и дискуссий эксперты отметили тот факт, что за последние семь лет лидер нашей страны выступил с более чем 10 инициативами, связанными с решением общечеловеческих проблем на Генеральных Ассамблеях ООН, и самое главное, что все эти инициативы были полностью поддержаны Генеральной Ассамблеей и приняты соответствующие резолюции.

Было уделено внимание налаживанию практического сотрудничества парламента, правительства и институтов гражданского общества в реализации Целей устойчивого развития ООН, организации регулярных парламентских и общественных слушаний по данному вопросу.

В то же время форум был посвящен опыту и достижениям стран Центральной Азии в достижении ЦУР.

В частности, подробно был освещен зарубежными партнерами вопрос национальной стратегии построения гуманного государства и дальнейшего развития свободного гражданского общества в Республике Казахстан. Рассмотрен вопрос конституционной идентичности и конституционно-правового плюрализма в Центральной Азии на примере Республики Таджикистан. Состоялся обмен мнениями по опыту соседнего Кыргызстана в рамках актуальных вопросов вовлечения гражданского общества в процессы достижения ЦУР и подготовки добровольных гражданских обзоров. Также был рассмотрен вопрос об основных направлениях и перспективах развития конституционных преобразований для достижения ЦУР в Туркменистане.

Во второй части форума с участием зарубежных экспертов обсуждены эффективные механизмы защиты экологических прав человека, отражение экологических норм в новой редакции проекта Конституции Республики Узбекистан, опыт Европейского Союза в области экологического конституционализма.

Выступающие дали подробную информацию об изменениях, наблюдаемых в мировом опыте в сферах сохранения и рационального использования водных ресурсов для устойчивого развития, а также  улучшения санитарного состояния существующих (Цель 6), принятия неотложных мер против изменений климата и его последствий (Цель 13), защиты и восстановления наземных экосистем и рационального их использования, устойчивого лесопользования, борьбы с опустыниванием, деградацией земель и сокращением биологического разнообразия (Цель 15).

По итогам форума были приняты соответствующие решения на основе предложений приглашенных экспертов.